Программа формирования навыков эмоциональной саморегуляции в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте
В процессе прохождения программы дети научатся:
- понимать, что они чувствуют в данный момент и как можно взаимодействовать с этим (радость, страх, удивление, гнев, печаль, и т.д.);
- контролировать свои эмоции;
- работать в команде;
- договариваться (не отбирать, а просить и меняться);
- решать конфликты мирным путем (не бить других детей, а разговаривать);
- выполнять поставленные перед ними задачи (усидчивость, внимательность).
Программа построена таким образом, что каждое последующее занятие подкрепляет предыдущее, в связи с чем пропуски занятий могут уменьшить ее эффективность.
На протяжении всего обучения в детском саду и школе ребенок переживает разнообразные эмоции – от радости и интереса до страха и тревоги. Преобладающие эмоциональные состояния оказывают влияние на умственную сферу, на поведение и возможность ребенка включиться в деятельность.
Стабильно некомфортное эмоциональное самочувствие часто связано с недостаточной адаптацией детей к детскому саду или школе, повышенным или высоким уровнем тревожности в ситуациях, связанных с учебной деятельностью, личностными особенностями (неуравновешенностью, повышенной возбудимостью, напряженностью), не рационально распределяемым темпом работы и интенсивностью нагрузки на уроках. Однако невозможно оградить детей от всех факторов, вызывающих у них негативные эмоциональные переживания.
Необходимо сформировать у старших дошкольников и младших школьников навыки осознанной и целенаправленной саморегуляции своих эмоциональных состояний.
Формирование навыков эмоциональной саморегуляции включает в себя развитие умения
- воспринимать, дифференцировать и интерпретировать эмоциональные состояния,
- снижать психоэмоциональное напряжение конструктивным способом
- выражать эмоциональные состояния в соответствии с социальными нормами.
Уникальность данной программы заключается в ее направленности на приобретение детьми опыта восприятия, различения и интерпретации разнообразных эмоций у себя и других людей, а также на развитие навыков регулирования своего внутреннего психоэмоционального напряжения и внешней экспрессивной стороны в соответствии с социальными нормами.
Цель программы: формирование у детей навыков эмоциональной саморегуляции.
Задачи:
- развить навык восприятия, дифференциации и интерпретации эмоциональных состояний.
- сформировать навык конструктивного снижения психоэмоционального напряжения.
- отработать навык выражения эмоций в соответствии с социальными нормами.
Планируемые результаты
Личностный результат:
- ориентация на моральные нормы и их выполнение,
- эмпатия, как понимание чувств других людей,
- мотивация конструктивного выражения эмоций в отношениях с собой и другими людьми.
Метапредметный результат:
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
- адекватное использование различных средств коммуникации,
- использование речи для регуляции своего действия и эмоционального состояния.
Предметный результат: представления о:
- базовых эмоциях,
- характерных чертах их мимического выражения,
- различных способах эмоциональной экспрессии,
- правилах поведения в отношениях с другими людьми.
Программа носит компилятивный характер. Освоение элементов выразительности, развитие их восприятия, дифференциации и интерпретации происходит посредством мимической гимнастики и игр с опорой на наглядные пособия, представленные в программе Л.А. Снежинской, а также подвижных игр.
В основную часть занятия включены сказки как источник представлений о конструктивных способах выражения эмоций и соответствующие им упражнения из программы Н.П. Слободяник «Я учусь владеть собой» (2002). В заключительной части занятия использовались методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения, предложенные в пособии Н.Л. Кряжевой «Развитие эмоционального мира детей» (1996), упражнения из книги Ю.В. Саенко «Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями» (2010), приемы психогимнастики, представленные в методических материалах Е.А. Алябьевой «Психогимнастика в начальной школе» (2003), а так же психотехники, составляющие основу нейропсихологического сопровождения детей из книги А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» (2007). Методологическая проработка программы произведена на базе УрГПУ г. Екатеринбурга доц.Братчиковой Ю.В., Васильченко Е.О
Возраст участников: 6 – 8 лет., групповая форма организации занятий с количеством участников 4-5 человек. Дети занимаются совместно с родителями, начало занятий по мере формирования группы.
Продолжительность занятий: 15 занятий по 40-45 минут один раз в неделю (3,5 месяца)
Место и время проведения: г. Екатеринбург, Челюскинцев, 2-46, среда с 15 до 16ч.
Стоимость: 500р./занятие, оплата помесячная, отсутствие по уважительным причинам (б/л) компенсируется.
Контакты: +79536066292, Ольга Андреевна